Такая позиция о «дешёвых» регистрах высказывается на сайте Российского профсоюза моряков.
– Удобный флаг – это норма для отрасли, поскольку он позволяет компаниям уйти от уплаты налогов, а заодно сэкономить на социальных гарантиях морякам, – отмечается в публикации профсоюза. – Самый главный минус для моряков, работающих на «удобном» судне без колдоговора в том, что нельзя найти истинного судовладельца, если вдруг что-то случится: травма в рейсе или задержка зарплаты. В лучшем случае моряки в такой ситуации будут взаимодействовать с круингом. Конечно, они могут попробовать обратиться и к государству флага, но не каждый регистр станет заниматься проблемами экипажей. Если есть колдоговор – тут уже ситуация другая. В таком случае судовладелец показывает, что он готов нести ответственность за экипаж.
Важно отметить, что флаг флагу рознь. К более-менее приличным регистрам относятся, в частности, Панама, Мальта, Кипр, Маршалловы острова. В этих странах законы о морском судоходстве не состоят из пары страничек текста, это нормальные документы, чьи нормы регистры стараются соблюдать. Ещё одним показателем ответственности флага является ратификация Конвенции о труде в морском судоходстве – это значит, что регистр будет хотя бы пытаться соответствовать международным требованиям.
Другое дело – страны вроде Камбоджи, Монголии, которые, по сути, торгуют флагом. Обычно они находятся на самом дне рейтингов надёжности – так называемых WGB (White-Grey-Black) List, которые составляют Токийский (Tokyo MoU) и Парижский (Paris MoU) меморандумы о взаимопонимании по контролю судов государством порта. Список формируется по результатам проверок и задержаний государственного портового контроля (PSC): чем их больше, тем ниже страна опускается в рейтинге, и тем выше шанс, что в этот регистр пойдут недобросовестные судовладельцы.
На основе материала
РПСМ