Статья экономиста Алексея Гаскарова, подготовленная для сайта Конфедерации труда России, с анализом возможностей повышения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствии с реальными ценами в экономике.
Низкий уровень жизни населения Россия отягощается колоссальным имущественным и доходным неравенством. Доходы ниже прожиточного минимума имеют более 19,5 млн. человек. Одно из возможных решений проблемы — это увеличение размера прожиточного минимума и следующий шаг повышение МРОТ до величины минимума. В настоящее время прожиточный минимум составляет 10 466 рублей, МРОТ — 7 500 рублей.
Размер прожиточного минимума определяется ФЗ №134 «О прожиточном минимуме в РФ», принятым еще в 1997 году. Согласно закону:
прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина должна обеспечивать в зависимости от региона проживания потребление энергетической ценностью от 2500 до 2900 ккалл в день. Для обеспечения такого потребления в день необходимо съедать 2,255 кг еды. В месяц получается 67,7 кг.
Согласно нормам, на овощи приходиться 115,2 кг в год, при этом на помидоры и огурцы только 5 кг. Большую часть потребности покрывает капуста и столовые корнеплоды (морковь, свекла и т.п.) по 42,6 кг, то есть всего 83,2 кг. В год россиянин должен съедать 100 кг картошки и лишь 1 кг конфет. Непродовольственные товары и услуги рассчитываются в одинаковом размере по 50% от стоимости продуктов питания.
То есть если весь прожиточный минимум составляет 10 466 рублей и в него заложено 1 156 рублей на обязательные платежи и сборы, то на потребительскую корзину приходится 9 310. Из них на продукты питания — 50% или 4 655 рублей и примерно по 2 327,5 на услуги и непродовольственные товары. Таким образом, стоимость среднего кг продуктов составляет 4 655 руб. / 67,7 кг = 68,76.
Рассмотрим стоимость минимальной продуктовой потребительской корзины для 1 человека на 1 месяц. На сайте «Ценомер» каждый месяц пересчитывают стоимость потребительской корзины для Москвы:
Магазин | Цена |
«Пятерочка» | 6 426 руб. |
для детей | 6 270 руб. |
для пенсионеров | 5 624 руб. |
«Перекресток» | 9 046 руб. |
для детей | 8 723 руб. |
для пенсионеров | 7 924 руб. |
«Седьмой континент» | 8 471 руб. |
для детей | 8 188 руб. |
для пенсионеров | 7 446 руб. |
«Ашан» | 8 411 руб. |
для детей | 8 145 руб. |
для пенсионеров | 7 337 руб. |
Если использовать нижнюю границу оценки, потребительская корзина должна стоить 6 426 * 2 = 12 852 рубля. То есть Правительство занижает расходы на 38% = 12 852/9 310 – 1.
Обязательные платежи — это налог на доходы физических лиц. Таким образом. Для сравнения заработной платы с прожиточным минимум необходимо учесть в нем НДФЛ. Тогда величина прожиточного минимума составит = 12 852/0,87 = 14 772 рубля (округляя — 14 800).
Рассчитаем сумму затрат бюджета и работодателей на увеличение МРОТ до прожиточного минимума. В России трудоустроено 72 323 000 человек. Из этой цифры необходимо вычесть предпринимателей, которых, по данным ЕГРИП, около 3,5 миллиона человек, а также тех, кто работал неполный рабочий день — без субъектов малого бизнеса таких было, по данным Росстата, около 1 миллиона человек. Таким образом, верхняя граница числа наемных работников, занятых полный день, — 67 820 000 человек.
Согласно данным Росстата распределение населения по размеру заработной платы до предполагаемого прожиточного минимума выглядит следующим образом:
2,5 млн. человек получают зарплату ниже МРОТ, что запрещено законом. Вероятно, речь идет о неполной занятости. Сделаем допущение, что заработная плата при полной занятости в этих группах составляет — 7 500, то есть МРОТ. Далее сделаем предположение о равномерном распределении уровня затрат внутри следующих трех групп с зарплатой от 7 400 до 13 800 рублей и предположим, что в группе зарплат 13 800—17 000 зарплату ниже планируемого МРОТ получает треть от численности группы.
Тогда общие расходы на увеличение МРОТ составят:
Группы по диапазону зарплат
| 7400—9000 | 9000—10600 | 10600—13800 | 13800—14800 |
Численность, млн. чел. | 2,170 | 2,442 | 5,426 | 1,858 |
Средняя заработная плата в группе | 8 200 | 9 800 | 12 200 | 14 300 |
Доплата до МРОТ | 6 600 | 5 000 | 2 600 | 500 |
Расходы на зарплаты в год, млн. рублей
| 171 883 | 146 491 | 169 279 | 11 146 |
Взносы на социальное страхование,
млн. руб. в год | 51 565 | 43 947 | 50 784 | 3 344 |
Итого расходы на увеличение МРОТ | 223 448 | 190 439 | 220 062 | 14 489 |
Всего, млн. рублей | 648 438 |
| | |
Поступления в бюджет по НДФЛ, млн. руб. | 19 774 | 16 853 | 19 475 | 1 282 |
Всего НДФЛ, млн. рублей | 57 384 | | | |
Помимо прямых расходов работодателей увеличатся и расходы бюджета, которые рассчитываются от прожиточного минимума. Социальные расходы должны увеличиться в такой же пропорции, как и прожиточный минимум. Если прожиточный минимум увеличивается с 10 400 до 14 800, то есть на 42%, то и все расходы бюджета, зависимые от этого показателя вырастут на 42%.
Основные социальные расходы финансируются из фонда социального страхования, доходы которого увеличатся при росте МРОТ до 14 800 рублей почти на 150 млрд. рублей — строка «взносы на социальное страхование» в таблице выше. Но ряд социальных обязательств финансируется напрямую из федерального бюджета.
Расходы бюджета на выплату стипендий составляют около 70 млрд. рублей в год. Следовательно, общий стипендиальный фонд должен увеличиться до 70 * 1,42 = 99,4 млрд. рублей. Прирост почти в 30 млрд. рублей меньше, чем дополнительные доходы бюджета от увеличения поступлений по НДФЛ. Расходы Министерства труда и социальной защиты на программу «Охрана материнства и детства» в 2017 должны составить 96 587 млн. рублей и должны увеличатся на 40 млрд. рублей.
Около 100 млрд. рублей заложено в бюджете на субсидии на оплату услуг ЖКХ. На такую поддержку имеют право те, у кого доля расходов на жилищно-коммунальные услуги составляет более 22% от дохода семьи. Можно предположить, что при увеличении МРОТ необходимость в субсидиях только уменьшиться.
Основные социальные гарантии, зависящие от прожиточного минимума можно посмотреть здесь:
Все прочие социальные расходы незначительны в масштабах консолидированного бюджета. Таким образом, повышение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда может потребовать около 700 млрд. рублей в год или 0,8% ВВП.
Никакого существенного влияния на распределение ВВП между заработной платой наемных работников и прибылью предпринимателей увеличение МРОТ не окажет. В настоящее время доля прибыли в ВВП — колоссальные 48%. В большинстве развитых стран соотношение прибыли и зарплат в ВВП находятся в диапазоне 30 на 70 — 40 на 60. При увеличении МРОТ доля прибыли может сократиться максимум на 1%.
Влияние на инфляцию также будет незначительно. С учетом прямых налогов доля зарплат в ВВП 46,6%. Как было показано выше увеличении МРОТ потребует 648 млрд. рублей или 0,8% ВВП. Если увеличение затрат на заработную плату будет полностью заложено в цены, то инфляция составит — 0,8% * 46,66% = 0,37%, что незначительно, если учитывать, что доходы самых необеспеченных слоев населения увеличатся почти в 2 раза.